• 19 мар 2021

Ликвидация шахты №8

Шахта №8 Марганецкого горно­-обогатительного комбината – последняя шахта Грушевского рудника №1. Изначально она имела проектную мощность 350 тысяч тонн руды в год, спроектирована институтом «Южгипроруд» (г. Харьков) с работой на вертикальный ствол. Шахта введена в эксплуатацию в 1972 году и просуществовала неполных 50 лет.

Свой ликвидационный путь она должна была начать еще несколько лет назад, но по инициативе предыдущего начальника Ивана Ивановича Влада в недрах шахты №8 была произведена доразведка запасов, которая продлила жизнь цеха еще на несколько лет. Тем не менее объемы сокращались, и как отдельный цех «восьмая» уже существовать не могла, поэтому шахта №3/5 и шахта №8 были объединены в один цех и последняя переименована в обособленный участок №8 шахты №3/5.

Доразведка запасов хоть и была успешной, однако рудные запасы рано или поздно иссякают, и 25 декабря 2020 года из недр шахты №8 выдана на­-гора последняя тонна сырой марганцевой руды.

Анатолий Владимирович ЧАБАН, начальник участка №8 шахты №3/5, рассказал, что 1 января текущего года в этом добычном цехе начаты работы по ликвидации подземной части. Основная работа, которая в данное время выполняется здесь, – это массовое погашение горных выработок, то есть, посадочные работы, демонтаж оборудования и выдача его на поверхность.

Изначально было разработано три варианта погашения подземной части шахты. Первый вариант – работа одним звеном, со сроком выполнения этих работ в течение года, второй – двумя звеньями со сроком выполнения работ в течение семи месяцев, и третий – три звена со сроком окончания работ на 15 мая 2021 года. Производственное управление приняло решение работать согласно третьему варианту. Так что уже к 15 мая должна завершиться ликвидация подземной части цеха, после чего начнутся работы по демонтажу поверхностного комплекса «восьмой».

Но в чем же заключается суть посадочных работ? Они, прежде всего, относятся к разряду опасных. В шахте горные выработки закреплены металлокрепью и, когда рудные запасы забраны, при помощи газорезки извлекаются сегменты крепи, после чего происходит обрушение кровли. Этими работами занимается бригада крепильщиков, в которую также входят газорезчики. Работы проводятся под надзором горного мастера, ответственного за посадочные работы. Литературным языком можно сказать, что посадочные работы – это сжигание за собой мостов.

Ликвидация шахты – явление обманчивое. Многим кажется, что работы меньше, но на самом деле – в несколько раз больше. С утра на «восьмой» кипит производственный процесс – раздаются наряды, заполняется специальная документация, а также производится распределение рабочих по местам, и решается масса других организационных вопросов.

Согласно установленным плановым показателям производится массовое погашение горных выработок. Эти работы выполняют крепильщики и подземные электрослесари. Крепильщики занимаются массовым погашением горных выработок, а подземные электрослесари выполняют демонтаж оборудования и его выдачу на поверхность. Начиная с первого дня ликвидационных работ на шахте №8 плановые показатели ежемесячно перевыполняются, так как персонал работает очень быстро.

Кстати, по поводу персонала – здесь перемены разительны. Ранее штат шахты №8 насчитывал около 200 человек, теперь осталось чуть более 50 сотрудников, из них 11 человек – крепильщики, и 12 – подземные электрослесари, которые и занимаются ликвидационными работами в три смены.

В январе-­феврале демонтированы два забоя: 24­й южный и главный восточный откаточный. Из недр горных выработок выданы на поверхность комбайны, конвейеры, трубы, кабельно-­проводниковая продукция, рельсовый путь, узлы перегрузки и т.д.

Некоторое оборудование списывается и вывозится на склад ЦППКМ для выполнения плана по сдаче металлолома, а то, что не подлежит списанию, отправляется в РМЦ, проходит дефектовку и передается нуждающимся цехам.

В недрах шахты №8 функционировало три комбайна КДР­6. Теперь они продолжают свой «жизненный путь» в других цехах комбината. Например, один находится на дефектовке в РМЦ, второй – на шахте №3/5, и еще один ожидает своего часа на складе №98. Часть конвейеров отдана на шахту №9/10, часть – вывезена на склад №98. Также пополнились вагонами шахты №№ 3/5 и 14/15, а на последнюю передан для работы еще и электровоз. Вот так и выходит, что шахта №8, завершая свое существование, продлевает жизнь другим шахтам. Такое философское предназначение обрела «восьмая».

Напомним, что в декабре на шахте №8 отработка запасов велась в одном добычном забое – главном восточном откаточном. До лета 2020 года работали два добычных забоя, потом одна бригада, которую возглавляет Дмитрий Токмаков, перешла на шахту №9/10, а бригада Тараса Захарова, которую сейчас возглавляет Артем Васильев, осталась «добивать» горную выработку до последнего. Добычная бригада Артема Васильева в конце декабря выдала на-­гора последнюю тонну сырой марганцевой руды из недр шахты №8 и с 1 января 2021 года стала добычным коллективом шахты №14/15.


На фото: А.В. Чабан, начальник участка №8 шахты №3/5; горно­-шахтное оборудование и металлолом, подготовленные к выдаче на поверхность; посадочная лебедка; горная выработка, подверженная горному давлению.